Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 
 
 
Начало сайта

Порядок обжалования

Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия), принятых Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области

Обжалование нормативных правовых актов Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области
      1. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусматривается судебный порядок обжалования нормативных правовых актов, принятых Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области (далее - Департамент).
     2.Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом Департамента нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
      3.Заявление об оспаривании нормативного правового акта Департамента (далее – заявление об оспаривании нормативного правового акта) или его части подается в Курганский областной суд.
     4.Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть исковое заявление должно быть подано в суд в письменной форме, в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должны быть указаны:
     1) наименование суда, в который подается заявление;
     2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;
     3) наименование органа государственной власти, являющегося ответчиком, его место нахождения;
     4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
     5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
     6) перечень прилагаемых к заявлению документов.
     5.Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
    6. Заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.
    7.К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт; копия самого заявления; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя.
Обжалование решений, принятых Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области
      1. Для обжалования решений, принятых Департаментом предусмотрен судебный и досудебный порядок рассмотрения заявлений граждан, организаций об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти. Таким образом, заявителю имеет право выбора порядка (административного, судебного) защиты своих прав и свобод.
     2. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) Департамента, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в Правительство Курганской области .
     3. Заявления по делам данной категории подаются в Курганской городской суд по месту нахождения (по месту фактического расположения) Департамента, чьё решение, действие (бездействие) оспариваются. При этом необходимо иметь в виду, что частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена альтернативная подсудность для заявителей-граждан. Эти лица вправе по своему усмотрению подать заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти в суд по месту своего жительства.
     4.Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
     5. Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) Департамента должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории. Таким образом, в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
     6. К заявлению об оспаривании решений, действий (бездействия) Департамента необходимо приобщать:
     1) копию заявления;
     2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
     3)доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя;
     4)сведения, подтверждающие факт принятия оспариваемых решений, совершение оспариваемых действий или бездействия.
     7. В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
     8. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Департамента, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
     9. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
     10.Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме.
     11. В заявлении должны быть указаны:
     1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
     2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
     3) наименование органа, который принял оспариваемый акт, решение, совершил оспариваемые действия (бездействие);
     4) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
     5) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
     6) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
     7) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
     8) перечень прилагаемых документов.
     12.К заявлению должны прилагаться текст оспариваемого акта, решения и документы:
     1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
     2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
     3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
     4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
     5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
     6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
     7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
     8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
     13.Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
     14.По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
     15.Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Департамента, должностных лиц Департамента, рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.
     16. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
     17. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) Департамента арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у Департамента или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
     18. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на Департамент или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
     19.В случае непредставления Департаментом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
      20. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) Департамента, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
     21.В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) Департамента, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
     22. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться:
     1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
     2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
     3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
     23. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
     1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
     2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
     3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
     24. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.
     25. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
     26. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
     27. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
Право на обращение с жалобой в суд
     Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
     Ответственность государственногогражданского служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации".
      Нормативно-правовые акты – это обоснованный и в большинстве случаев полностью соответствующий законодательству инструмент для урегулирования правовых отношений, однако предусмотреть все возможные ситуации невозможно - в некоторых случаях нормативно-правовые акты могут серьезно нарушить права и свободы гражданина, которые гарантированы ему Конституцией Российской Федерации. Эту сложную ситуацию усугубляет ещё и то, что гражданин, являющийся реальной жертвой недальновидно составленного нормативно-правового акта, чаще всего не осознает (частично или полностью) ущемление своих прав и посредством подобного прецедента может открыть путь для дальнейшего нарушения прав и свобод других граждан в ходе родственных судебных процессов. Для того, чтобы этого не произошло, необходим профессиональный анализ всех обстоятельств конфликта и соответствующего НПА, что может произвести только квалифицированный специалист, обладающий достаточным опытом в данной сфере.
     Другой ситуацией, в которой оспаривание НПА или решений государственных органов становится актуальным, является сложный судебный процесс, в ходе которого некоторые нарушения со стороны НПА не очевидны, однако их обнаружение способно в корне изменить ход всего разбирательство. Для того, чтобы суметь распознать такие тонкости судебного дела, необходим профессиональный юридический взгляд на судебное развитие конфликта и его обстоятельства, способный “отделить зерна от плевел” и выявить действительно спорные моменты. Эти особенности, могущие сильнейшим образом повлиять на исход конфликта, в большинстве случаев не считаются первостепенными, что может привести впоследствии к неприятным сюрпризам, разрешить которые будет сложно даже опытному и компетентному юристу. Таким образом, в очередной раз подтверждается необходимость участия в серьезных правовых спорах проверенного юриста – именно он способен идеально структурировать всю относящуюся к делу информацию и пустить её в ход.
     В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства. 
     В соответствии со ст.12, 13 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав юридических и физических лиц является признание судом недействительными не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы граждан либо юридических лиц ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также и нормативных актов. 
     Статьей 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"; также установлено, что каждый гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.


Главная | Новости | Отрасль | Документы | Приемная | Госслужба | Открытые данные | Поиск
Главный редактор Тырцева Е.Ф., исполнительный редактор , администратор сайта Цуркан А.В.
Техническая поддержка Информационно-аналитический отдел
Телефон приёмной: 43-19-00, телефон канцелярии: 41-37-07, факс: 46-65-17. E-mail: prirodresurs@kurganobl.ru
©2018 www.priroda.kurganobl.ru
Яндекс.Метрика