Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 
 
 
Начало сайта

Перелом в охотничьем хозяйстве


    В настоящее время в охотничьем хозяйстве России проходят масштабные реформы, которые не оставляют равнодушными ни представителей власти, ни народные массы. Идет передача государственных полномочий субъектам РФ. Что в свою очередь, влечет за собой серьезные перемены в системе ведения охотничьего хозяйства.
    Этой актуальное теме было посвящено региональное совещание 26 июля 2007 года, которое проводил Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды.
    Общая площадь охотничьих угодий в Курганской области составляет свыше 7 млн. га. Свыше 2 млн. га осваивают 19 юридических лиц. Это охотпользователи, которые взяли территории для долгосрочного пользования. В общей же сложности в Зауралье выдано 30 тысяч охотничьих билетов. Последние пять лет численность охотничьих видов животных стабильно держится на одном уровне. В Зауралье едут на охоту и из соседних регионов, где гораздо больше площади охотничьих угодий и из-за рубежа. Лимит добычи сибирской косули, выделяемый Курганской области, составляет 20 % от общероссийского, превышая лимит изъятия девяти других субъектов вместе взятых.
    Однако заместитель Губернатора – директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Шевелев считает, что не все так гладко, как кажется. Вот, что он заявил на региональном совещании:
    «В настоящее время 60% охотничьих угодий Курганской области имеют статус территорий общего пользования - это более 4 млн. га. Кто бы, что не говорил, здесь фактически отсутствует охрана охотничьих ресурсов, отсутствует порядок выдачи именных разовых лицензий, практически не проводятся воспроизводственные мероприятия.
    По сравнению с началом 90- ых годов 20-го века в Курганской области более чем вдвое сократилась численность лося – с 10 000 до 4 200 в 2007 г. Главной причиной является незаконная добыча данного вида, часто с использованием снегоходов. Действуют стабильные группы браконьеров, для которых незаконная охота на копытных стала уже традицией.
    Сейчас для того, чтобы выполнить функции охраны нужно не менее 170 человек, с общим объемом финансирования 25 млн.руб. В соответствии с существующей методикой, Курганской области выделяется 138 тыс. руб. Организовать эффективную охрану и воспроизводство животного мира на площади 4 млн. гектар на такие средства невозможно!»
    В послании Федеральному собранию Президент РФ среди приоритетных направлений назвал получение максимальной выгоды от использования всех видов природных ресурсов.
    И вот мы видим конкретные действия. С 1 января 2008 года кардинально изменится законодательная база - практически все функции по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и среды их обитания, а так же государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в этой сфере будут переданы Субъектам Федерации.
    С передачей прав резко возрастает ответственность, и сбор средств за пользование охотничьими ресурсами соответственно тоже повысится. И это, своего рода, решение поставленной проблемы.
    Ведь с привлечением пользователя на долговременное владение охотугодьями все встает на свои места. Человек будет иметь соответствующие материально-технические, организационные и финансовые ресурсы для ведения хозяйства. Будет способен проводить разнообразные биотехнические и ветеринарно-профилактические мероприятия, учётные работы, самостоятельно осуществлять эффективную охрану животного мира и среды обитания, а так же рациональное использование всех видов охотничьих животных.
    Поэтому Правительство Курганской области считает целесообразным предоставить для пользования животным миром до 80 % площади охотничьих угодий. Оставшиеся 20% территории будут образовывать резервный фонд охотничьих угодий и особо охраняемые природные территории.
В июне текущего года Администрацией (Правительством) Курганской области утверждён порядок предоставления территорий (акваторий) Курганской области, необходимых для осуществления долгосрочного пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Сформирован состав конкурсной комиссии, которая будет конструктивно решать вопросы по выявлению наиболее достойных претендентов на ведение охотничьего хозяйства. Будет осуществлено ее взаимодействие с администрациями муниципальных образований.
    По мнению заместителя Губернатора – директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктора Шевелева нужно сделать так, чтобы у Департамента были все основания требовать от пользователя не допускать снижения численности основных видов охотничьих животных на предоставленной территории. Этот показатель будет зафиксирован в начале срока пользования. В случае падение численности пользователей ждет наказание: либо охота на этот вид будет закрыта, либо при случае выявленных нарушений, пользование будет прекращено.
    Примеры неумения ведения охотничьего хозяйства есть и сегодня. Крик души услышали присутствующие от заместителя главы администрации Белозерского района Анатолия Тетеркина:
    «В районе творится невообразимое - ни куда не годный охотничий устав, узурпированная власть, вся работа охотничьего общества направлена на то, чтобы определенная кучка людей из Кургана насладилась охотой, а дальше «хоть трава не расти». Рекомендации администрации района им не выполняются. В прошлом правлении было 2 нарушителя охоты, так один из них, даже стыдно говорить об этом, теперь стал начальником общественной милиции.»
    В связи со сложившейся ситуацией, власти Белозерского района просят перенести конкурс по охотугодьям Белозерского района на год. За это время по их уверениям удастся навести порядок.
Среди передовиков на совещании отметили Каргапольское районное общество. Однако председатель правления Каргапольского РООиР Стрекаловских Вениамин отметил, что и у них проблем хватает:
    «После того как в 2003-м году у нас забрали право составлять протоколы, в районе резко снизилось число выявленных нарушений. Нужно обязательно ставить этот вопрос перед Думой. Далее - браконьерство с дорог. Этой зимой с трассы в закрытые от охоты сроки, можно сказать, не выходя из машины, убито 9 косуль и один лось. Логично будет, если в это время перевозка оружия будет регламентироваться каким-то дополнительным документом, направлением на продажу, например, а не только правом на хранение.»
    Кстати о необходимости более жесткого отношения правоохранительных органов и судебных инстанций к нарушителям закона на совещание говорили не единожды. Ежегодно в Зауралье выявляется более 1000 нарушений в сфере использования объектов животного мира. Хозяйственный ущерб (упущенная выгода) от незаконной добычи диких копытных в 2006 г. составил более 5 млн. рублей. По словам Виктора Шевелева, на эти средства можно полностью содержать всю региональную службу охраны и воспроизводства:
    «Уже за первое полугодие 2007 г. незаконно добыто 13 лосей, 273 косули, 13 кабанов, причём это только выявленные случаи. Возбуждено 69 уголовных дел по фактам браконьерства, по 8-ми делам вынесены решения суда, по 61–му ведётся следствие.
    Несмотря на то, что законом за такие преступления предусмотрено реальное лишение свободы и конфискация орудий преступления, в том числе и транспортных средств, в областной судебной практике не было подобных случаев. А между тем, законно-жёсткие судебные решения по фактам браконьерства с причинением крупного ущерба будут способствовать формированию уважения и к судебной власти, и органам охраны животного мира.
    На сегодняшний день некоторые функции использования животного мира фактически осуществляются Россельхознадзором. Это противоречит законодательству и положению об этом органе, а также приводит в некоторых случаях к конфликтным ситуациям, в том числе с местными охотниками. Совмещение контрольно-надзорных и хозяйственных функций, конечно же, недопустимо. Проблема здесь состоит в отсутствии порядка выдачи именных разовых лицензий на территории угодий общего пользования. Такой порядок будет в ближайшее время разработан департаментом и внесён на рассмотрение Правительством области.»
    Руководитель Управления Россельхознадзора по Курганской области Геннадий Порохин в своем выступлении отреагировал на заявления Виктора Шевелева, и чтобы показать эффективность работы своего ведомства сравнил цифровые показатели работы по охране в угодьях общего пользования и в Россельхознадзоре (только нужно заранее отметить, что эти цифры несопоставимы изначально, ведь у охотников и егерей нет права на составление протокола, а Россельхознадзор как раз этим и должен заниматься):
«Уровень охраны в угодьях общего пользования на 4 порядка выше. Всего выявлено 1460 нарушений, из них более 1200 - дело рук госохотнадзора. Причем мы ведем эту деятельность третий год без оружия. А что касается передачи охотугодий в долговременное пользование нужно более серьезно подойти к этому вопросу. Я имею в виду, что далеко не каждому удается качественно вести охотхозяйство. За последние 10 лет от охотугодий отказались Юргамышское общество, Альменьевское и Шатровское. О чем это говорит? А о том, что взял куш, так не говори, что не гуж. »
Кстати, коллеги из Челябинской области поделились своим опытом в передачи территорий на долговременное пользование. Начальник Челябинского управления охраны ООПТ животного мира и водных биоресурсов Андрей Питовин рассказал, как они подстраховываются при выборе пользователя:
«Прежде чем получить в пользование выделенный участок охотугодья участник должен нам представить проект развития своего хозяйства. Т.е. подробно описать, что он намерен сделать в первую очередь, каковы перспективы и к чему хозяйство должно прийти через определенный срок? Эти бумаги входят в список документов, которые необходимы для участия в конкурсе. В последствие органы надзора при нарушении или грубом отступлении от плана могут предъявить пользователю эти документы, причем подписанные и заверенные комиссией.»
    Перейдем к другой не менее актуальной теме. Многие выступающие поддержали предложение заместителя Губернатора Виктора Шевелева о запрете нарезного оружия. Речь шла об определённых моделях нарезного оружия и боеприпасов, характеристики которых не соответствуют охотничьему нарезному оружию. Довольно часто встречаются люди с низкой стрелковой подготовкой и те, которые не чтят охотничью культуру или попросту не знают ее. Отсюда большое количество подранков диких копытных. Заместитель председателя Курганской Областной Думы, председатель комитета по аграрной политике и природным ресурсам Александр Пономарев придерживается такого же мнения:
«Нужно прекратить таким образом издеваться над животными. Полагаю, что нужно издать закон конкретно для Курганской области. И еще одно предложение: тех, кто проявляет себя в должное мере - необходимо поощрять. Допустим, подкармливает кто-то зимой животных – высеивает 100 га озимых, дайте ему 1 лицензию. А там его дело, будет он ей пользоваться или нет. Ведь это же такое необходимое дело в условиях наших суровых зим!»
    Представитель из Челябинска тоже коснулся вопроса о нарезном оружие.
По его мнению, всем не запретишь им пользоваться. Взять, к примеру, иностранных туристов. Он полагает, что нужно ввести дифференцированный запрет.
    Заместитель Руководителя Управления Россельхознадзора по Курганской области Николай Лопан сделал акцент на том, что уже сегодня нужно определить не только количественный состав охотугодий, но и качественный:
«Площадь охотничьего хозяйства должна быть оптимальной. Если это лесная зона, то в целях организации охраны самая благоприятная площадь – от 10-ти до 20-ти тыс.га. А если речь идет о поле ( этот тип угодий преобладает в Курганской области) от 25-50 тысячи га. Смешанные от 10 до 25 тыс.га. Эти цифры возникли не случайно, мы исходили из того, что территорильные нормативы на одно егеря сегодня составляют 25 тыс.га. И еще одна важная деталь - предлагаю первыми выставлять на конкурс проблемные территории (имеется в виду приграничные охотугодья: Далматовские, Щучанские, Звериноголовские …).»
    И.о. начальника МОБ УВД Курганской области Сергей Заскалькин не только подтвердил, что на границе сегодня действительно не все спокойно, но и назвал ряд цифр:
« В Далматово возбуждено уголовных дел по фактам нарушения охоты -12, в Катайске - 6, в Шумихе- 5, в Щучанском, Звереноголовском, Частоозерском районах- по 4 дела. Из 78-ми 18 уголовных дел было раскрыто по горячим следам, благодаря активной работе егерей. Они сами без помощи органов милиции задержали браконьеров на местах, привезли и сдали ич в правоохранительные структуры. А вообще, милиции и охотничьему хозяйству нужно работать как можно слаженней. А то преступники сейчас стали подкованными. Взять хотя бы случай, который произошел 11 января в деревне Дубрава. В ходе очередного осмотра егеря услышали выстрелы. Пришли на место, а там 2 жителя Каменск- Уральска. У обоих по ружью, собака с ними. Все как полагается. А рядом в 50-ти метрах 2 убитые косули. Егеря сообщили сначала своему начальству, потом еще куда-то там, а милицию жалоба поступила намного позже. Так что вы думаете? В итоге подозреваемые сказали, что они вообще выгуливали собаку, и стреляли не они. Так как время уже ушло, мы не смогли доказать вину жителей Свердловской области. Это дело и по сей день не раскрыто.»
    Между тем, в хозяйствах закрепленных за пользователем не только уменьшилось количество браконьерских деяний, но и численность охотничьих животных намного возросла. Прочтите вырезку из выступления охотоведа ЗАО «Курганстальмост» Алексея Алексеева и убедитесь сами:
«Падеринское охотничье хозяйство нам передали в 2002 году. Тогда федеральная служба подсчитала, что лимит на добычу косули составлял 15 животных. Сегодня эта цифра возросла в 4 раза. В прошлом сезоне лимит был 60 косуль. То же самое можно сказать о кабане - его лимит за 4 года возрос с 5 до 21 –ой особи. В 2003-м году на ведение охотничьего хозяйства Курганстальмост потратил 300 тыс. рублей. В 2006 – 1млн. 700 тыс. Для диких копытных животных наши специалисты высаживают люцерну. В виде эксперимента пробовали высаживать такие кормовые культуры как горох, овес, пшеницу, кукурузу, подсолнечник. Как оказалось, косуля отдала предпочтение последним трем культурам.»
    Естественно всех присутствующих волновала финансовая сторона вопроса. Откуда брать деньги на реализацию нововведений? То ли их выделят федеральные структуры, то ли думать какими способами изыскать их в регионе? Если финансирование будет за счет области, то нужно уже сегодня выработать механизмы получения и зарабатывания денег на местах. Причем беспокойство выражали не только представители Курганской области (в частности председатель правления Курганского облохотрыболовсоюза Владимир Михайлов), но и гости из других регионов (первый заместитель директора департамента по охране, воспроизводству и рациональному использованию биоресурсов ЯНАО, г. Салехард Юрий Климов ).
    Наиболее свежую информацию по выделению средств мог дать только директор Департамента охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Владимир Мельников. Именно поэтому его выступления, которое было завершающим, ждали все. Но в силу того, что федеральный департамент тоже относительно новая структура (он существует всего полгода) цифры, прозвучавшие в докладе, были более чем приблизительными:
«… Общий объем субвенций на выполнение полномочий, о которых мы сегодня говорим (это контроль, надзор, выдача разрешений и лицензий на использование объектов животного мира) на 2,5 года составляет 526 млн. рублей. Из них для Курганской области предусмотрено 3 млн. 789 тысяч 700 рублей. Мы понимаем, что этой суммы явно недостаточно и в настоящее время проводим работу по увеличению размера субвенций. С другой стороны многие регионы сами ведут себя пассивно - в министерство почти не поступают конкретные предложения от субъектов РФ. Курганская область в этом плане серьезно подошла к делу, доказательством того служит сегодняшнее масштабное совещание. В конце доклада хочу еще раз подчеркнуть, мы сегодня говорим не об охотничьих ресурсах, как отдельно взятой сфере, а о ведение охотничьего хозяйства. Потому что эта сфера деятельности обладает всеми необходимыми признаками отрасли производства. Человек ведет хозяйство и знает, что он может воспользоваться продуктами своего труда. А страна получает от этого тоже немало: увеличивается экономическая прибыль, наводится должный порядок.»
    В федеральных органах и по сей день, идет разработка проектов, необходимых для реализации положений 258 – го Федерального закона. По словам Владимира Мельникова это огромный список нормативных правовых документов.
    Для Департамента Курганской области сегодня важной задачей является увеличение поступления сборов и платежей за пользование животным миром. Виктор Шевелев уверен, что ставка сбора за изъятие взрослого лося, предусмотренная налоговым кодексом - 1500 руб., кабана и косули 450 рублей, не соответствует сегодняшним реалиям. В рамках действующего налогового законодательства имеется практически единственная возможность для роста доходов областного бюджета, которые могут быть целевым образом направлены на охрану и воспроизводство животного мира – это установление ежегодной арендной платы за пользование охотничьими ресурсами на конкретной территории. Благо, что такая возможность предусмотрена действующим законодательством. Размер этой платы должен исчисляться исходя из продуктивности конкретных охотничьих угодий, и соотносится со среднерыночной стоимостью добычи конкретного вида животных. Вместе с тем, она не должна быть чрезмерно высокой, чтобы поддерживать приемлемую себестоимость путёвок, это порядка 1000 рублей с каждой добываемой особи копытных.
    Все функции по охране, воспроизводству и использованию животного мира на резервных территориях и в заказниках Курганской области будет осуществлять специализированная служба, создание которой в настоящее время практически завершено. Предусматривается наличие егеря в каждом заказнике, согласовано штатное расписание и объёмы финансирования данной службы, в ближайшее время она начнёт свою работу. С уменьшением доли угодий общего пользования эффективность работы службы будет возрастать.
    В настоящее время в области имеется 16 природных заказников регионального значения и 1 федерального значения, площадь ООПТ составляет около 6% от общей площади охотничьих угодий.     В течение ближайших трёх лет, по мнению Правительства, нужно довести площадь особо охраняемых природных территорий до 10 % от площади охотничьих угодий. В настоящее время разрабатывается региональная программа развития и финансирования сети ООПТ. Руководство департамента считает, что природный заказник, в котором основными объектами охраны являются охотничьи животные, должен быть организован в каждом районе нашей области.
    Межрегиональное совещание вызвало большой резонанс. Еще долго после его окончания и представители власти, и те, кто непосредственно занимается охотой, обсуждали наболевшие вопросы и выступления докладчиков. Многое прояснилось, некоторые вопросы так и остались открытыми, но главное, что каждый из 120 присутствующих понял, в каком направлении движется политика в отношении охотничьего хозяйства и почему.
    В итоге совещания его участники вынесли ряд рекомендаций, которые позволили бы достичь более высокого уровня развития охотничьего хозяйства в Курганской области.
1. Областное правительство планирует выступить с просьбой в Министерство сельского хозяйства, чтобы те ускорили принятие нормативных правовых актов. Так как без правовой базы ни один субъект РФ не сможет взять на себя полномочия в сфере охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира. Кроме того, по мнению руководства Департамента природных ресурсов Курганской области необходимо подготовить проект нормативного акта « Об ограничении использования на охоте некоторых видов нарезного оружия и боеприпасов».
2. Курганская Областная Дума намерена обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ. Вопрос в том, чтобы штатные работники пользователей имели право составлять протоколы об административных правонарушениях. Иначе их деятельность по охране животного мира не принесет должного результата.
3. УВД Курганской области планирует по мере возможности повысить результативность и качество расследования уголовных дел, связанных с фактами незаконной охоты.
4. К областному суду Курганской области поступило предложение применять в соответствии с действующим законодательством адекватно жёсткие наказания. Особенно это касается уголовных дел, совершённых повторно или дел с причинением значительного ущерба животному миру. Потому как ответственность за совершенные правонарушения в области охраны и использования охотничьих животных значительно ниже причиняемого от таких нарушений вреда.
5. Управлению Россельхознадзора по Курганской области - в случаях выявления нарушений законодательства строго применять к охотпользователям установленные санкции.

    После совещание состоялось собрание представителей 4-х субъектов РФ ( Курган, Тюмень, Челябинск, ЯНАО – Салехард ) под председательством первого заместителя Губернатора Курганской области Александра Бухтоярова и в присутствии директора Департамента охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Владимира Мельникова. Участники собрания вынесли решение о создании Консультационного Совета по вопросам ведения охотничьего хозяйства. Исполняющим обязанности председателя нового Совета был выбран заместитель Губернатора Курганской области Виктор Шевелев. Планируется, что в этот орган войдут также представители ХМАО и Свердловской области, а следующее заседание Совета в ближайшее время, уже в полном составе, пройдет в Тюмени.


Главная | Новости | Отрасль | Документы | Приемная | Госслужба | Открытые данные | Поиск
Главный редактор, исполнительный редактор , администратор сайта
Техническая поддержка Информационно-аналитический отдел
Телефон приёмной: 43-19-00, телефон канцелярии: 41-37-07, факс: 46-65-17. E-mail: prirodresurs@kurganobl.ru
©2019 www.priroda.kurganobl.ru
Яндекс.Метрика